Кто только и как не шутил над компанией NIKE, как только не подтрунивали над их логотипом, слоганом и кроссовками NIKE. Писатель фантаст Виктор Пелевин выделил на подобные выходки главу в своей книге «Generation П». Все эти шутки и подколки на тему NIKE говорят только о том, что компания хорошо известна и не безразлична, не смотря на отношение тех либо иных шутников к теме спорта.
С чего же всё началось?
А началось со спортсмена бегуна на средние дистанции Фила Найта и его желания заниматься в качественных и недорогих кроссовках. Дело в том, что на тот момент хорошие кроссовки класса Адидас стоили 30 долларов, а после дешёвой обуви жутко болели ноги по окончанию тренировок. В1964 году он был студентом экономистом в Стенфорде и как гласит легенда, описал концепцию своего предприятия в одном из заданий для семинара. Филу эта идея показалось выигрышной и он заказал партию качественных и не дорогих кроссовок у фирмы Onitsuka Со. Потратив на эту затею всего 500 долларов Фил Найт и его друг, а по совместительству и тренер Биллом Боуэрмано начали торговать беговой обувью с багажника фургона под маркой Blue Ribbon Sports. Так прошел год, а может меньше и к компании присоединился третий человек - Джефф Джонсон. Он оказался талантливым и амбициозным маркетологом. Им была составлена база всех именитых спортсменов, с каждым из них Джефф созвонился лично и со многими встретился в офисе, роль коего исполнял гараж Фила. Он интересовался какую обувь спортсмены предпочитают, достоинствами и недостатками моделей, приглашал на примерки новых разработок компании.
В 1965 Боуэрман и Найт изменили название фирмы дав ей имя греческой богини победы NIKE, ходят байки, что это приснилось Джонсону. Логотипом компании занялась студентка Портлендского университета – Каролин и в 1971 году за 30 долларов продала эскиз друзьям. Всем нам известный росчерк «Swoosh», что значит «пролетающий со свистом» или сопля, как его называют самые едкие шутники, был призван изображать крыло богини в полёте. Он заменил собою старый невыразительный лого и на данный момент является самым узнаваемым логотипом в мире. К чести Фила Найта стоит отметить, что в последствии он отблагодарил Каролин подарив ей статуэтку логотипа исполненную из драгоценных металлов инкрустированную бриллиантами и пакет акций компании NIKE.
1975 год стал годом создания нового прорыва в кроссовках NIKE. Они получили свою «вафельную подошву», говорят, этой идеей вдохновился Билл Боуэрман в момент когда его супруга готовила вафли к завтраку. Но настоящим прорывом и тем флагманом, что держит фирму в топке лидеров до сих пор, стало создание в 1979 году подошвы Nike Air. Разработка принадлежала учёному авиа – инженеру из НАСА Френку Руди. Уже через пять лет все 58 спортсменов выступавших в кроссовках NIKE на олимпийских играх в Лос Анжелесе взяли 65 олимпийских медалей. В том же 1984 году компания подписывает контракт с баскетболистом Майклом Джорданом.
Специально для него была разработана модель кроссовок Air Jordan в кричащих чёрно красных цветах запрещённых ассоциацией NBA. Каждый раз выходя в них на площадку Джордан платил штраф в 1000 долларов, но его гонорары были более чем щедрыми и благодаря такой агрессивной рекламе NIKE вышли на оборот в четыре миллиарда долларов в год.
Ещё одним беспроигрышным рекламным ходом компании и очередным поводом для колкостей стал слоган «Just Do It» («Просто сделай это»)
Было ещё несколько интригующих рекламных компаний. Так в 1992 году вся американская баскетбольная команда мечты (Dream Team), спонсором которой является NIKE, отказались выйти на церемонию награждения в официальной форме, так как на ней есть символика Reebok.
В 1999 году, когда страны НАТО бомбили бывшую Югославию, на разрушенных улицах Белграда появились совершенно привычные рекламные щиты NIKE и слоганом «Just Do It» и совершенно неожиданной припиской снизу «Stop the bombs!». Останови бомбардировку, просто сделай это.
http://sportoutlet.com.ua/collection/obuv/product/nike-overplay-3